Европейские ученые в начальный период своего изучения древней китайской мифологии занимались преимущественно проблемой происхождения популяризировавшегося образа Владычицы Запада по имени Си-ван-му. Довольно долго обсуждался вопрос того, не была ли введена под данным именем в мифах Китая царица Савская. В данной отрасли исследователи из Западной Европы отставали от русских, а также от японских ученых.
Мифы и легенды древнего Китая
Только спустя три десятка лет один английский синолог по имени Вернер, наконец, выпустил обширный том «Мифы и легенды древнего Китая». Там древнейшие мифы Китая, как таковые, и не представлены. Зато достаточно внимания уделяется описанию их происхождения. Вернер взял за основу только четыре источника, одним из которых стал роман «Возвышение в ранг духов».
Он был написан Сюй Чжун-линем еще в XVI столетии. Двумя другими источниками стали даосские обработки некоторых преданий о бессмертных. Их, правда, многие считали необходимым отделять от истинных мифологических источников. А четвертый источник — это книга под названием «Записки о поисках духов» автора Гань Бао. Она датируется IV столетием нашей эры. Так вот, как раз она и содержит некоторые мифологические сюжеты в их более поздней интерпретации.
Так и не удосужившись отделить поздний авторский рассказ, от первоначальных, то есть, древних народных вариаций, Вернер попросту включил в собственную книгу буддийские сюжеты, совершенно не относящиеся к самой мифологии Древнего Китая.
Вернер придерживался идеи, позже отброшенной современными учеными. Он писал о вавилонском происхождении китайских мифов, якобы занесенных в Китай около в 820 года до нашей эры. То есть, он считал, что первоначально мифы были в Китай занесены, но потом они постепенно изменялись в периоды многочисленных древних войн. Но основная их масса приходится на период после появления в Китае буддизма, то есть, в I – II веках нашей эры.
Все подобные суждения сегодня признаны несостоятельными. Например, время конца Инь и до начала Чжоу выделено одним английским синологом лишь потому, что оно описано в фантастическом романе под названием «Возвышение в ранг духов».
Ученый Лу Синь
Еще один ученый, занимавшийся проблемой происхождения китайских мифов - Лу Синь. Он основывался на популярных некогда взглядах антропологической школы. Ее последователи уверяли, что мифы появились, как средство для объяснения всех непонятных первобытным людям явлений из мира окружающей природы. Писатель вскользь помянул сложные проблемы эволюции китайских мифов.
Он уверял, что основными героями в мифах были божества, но постепенно они начинают приближаться по характеру к человеческому образу и потому, как результат, появляются разные персонажи вроде полулюдей-полубогов, и только на основании их появились древние герои. Впрочем, сегодня эта схема миром принята частично. Но единого мнения по поводу происхождения мифов пока так и нет в научном мире.